Профспілка металургів і гірників України
facebook youtube

Международная организация труда

С развитием мировой экономики, экономической интеграции и сотрудничества разных стран появилась необходимость в согласовании и обобщении трудовых отношений, возникших на национальных рынках труда. За выполнение этой задачи взялась Международная организация труда (МОТ, англ. International Labour Organization, ILO) – межправительственная организация, созданная 11 апреля 1919 года в соответствии с Версальским мирным договором. Согласно Уставу, она призвана содействовать установлению всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости путем улучшения условий труда (регламентация рабочего времени, борьба с безработицей, защита трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, защита детей, подростков и женщин, равная оплата труда, гарантия зарплаты, организация профтехобучения и др.).

В 1946 г. между Организацией объединенных наций (ООН) и МОТ было заключено соглашение о сотрудничестве и признании МОТ специализированным учреждением ООН, после чего в Устав МОТ были внесены соответствующие изменения. МОТ относится к числу организаций, которые наиболее последовательно занимаются вопросами прав трудящихся и регулированием трудовых отношений. С 1920 года штаб-квартира Организации – Международное бюро труда и ее исполнительные органы находятся в Женеве.

МОТ является уникальной организацией, поскольку в основе ее деятельности лежит принцип трипартизма (трехстороннего представительства). МОТ разрабатываются, одобряются и контролируются международные трудовые нормы, оформленные в виде Конвенций и Рекомендаций. В этой работе принимают участие, как представители правительственных структур, так и представители от трудящихся (профсоюзы) и предпринимателей (объединения работодателей). В настоящие время участниками МОТ являются сто восемьдесят пять государств.

Первоочередными задачами деятельности МОТ является поддержка демократии и социального диалога, содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда трудящихся, защите прав человека.

В своих Конвенциях МОТ закрепила нормы трудовых отношений, стандарты в сфере труда, занятости, профессиональной подготовки, условий труда, социального обеспечения, безопасности труда и здоровья, которые стали частью международного права. После ратификации парламентами Конвенции МОТ стали составляющей национального трудового права многих стран.

В своей деятельности МОТ руководствуется четырьмя стратегическими целями:

– продвижение и проведение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда;

– создание больших возможностей для женщин и мужчин в получении качественной занятости и дохода;

– расширение охвата и эффективности социальной защиты для всех;

– укрепление трипартизма и социального диалога.

Если очень коротко охарактеризовать деятельность организации, то можно выделить следующие основные направления:

– разработка международной политики и программ с целью содействия основным правам человека, улучшению условий труда и жизни, расширению возможностей занятости;

– создание международных трудовых норм, подкрепленных системой контроля за их соблюдением; эти нормы служат ориентиром для национальных органов в проведении в жизнь такой политики;

– проведение в жизнь обширной программы международного технического сотрудничества, вырабатываемой и осуществляемой в активном партнерстве с участниками Организации, в т.ч. оказание помощи странам в ее эффективной реализации;

– вопросы профессиональной подготовки и обучения, исследования и издательская деятельность в поддержку этих усилий.

Украина участник МОТ

Сотрудничество Украины с МОТ началось в 1954 году. Когда УССР приняла решение о вступление в эту международную организацию.

За годы независимости Украина постоянно ощущает помощь МОТ во многих направлениях, в частности в реформировании социального обеспечения, в сфере охраны труда, ратификации и применении Конвенций. В течение всего времени МОТ предоставляла и предоставляет помощь правительству Украины в экспертной оценке законопроектов (экспертиза проекта Трудового кодекса), осуществлялись проекты, связанные с анализом состояния социальной политики (совместно с ПРООН и Мировым банком), кризисного состояния рынка труда в Украине, развитием социального партнерства и др. Всего за годы независимости в Украине реализовано свыше 30 проектов и программ МОТ. Сейчас, Программа достойного труда в Украине охватывает 7 проектов и программ на общую сумму около 10 млн. дол. США.

Адрес Представительства МОТ в Украине: Киев. ул. Эспланадна 8/10, 19 этаж, ком. 1908-1909 Тел.: +380 44 220-8094 Тел./факс: +380 44 220-4141 Эл. почта: Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. Вам необхідно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Структура МОТ

Структуру СОТ составляет Международная конференция труда (МКТ) – высший руководящий, законодательный, нормотворческий орган, который собирается на ежегодные сессии для обсуждения общих трудовых и социальных проблем и международных трудовых норм. Конференция определяет общую политику Организации, утверждает бюджет, избирает Административный совет и т.д. Каждое государство имеет право направлять четырех делегатов на сессию МКТ – двух от правительства и по одному представителю от трудящихся и работодателей, каждый из которых может выступать и голосовать независимо друг от друга.

Административный совет– исполнительный орган МОТ, который избирается сроком на 3 года. Он руководит работой Организации в период между сессиями МКТ, определяет порядок выполнения ее решений и основные направления будущей политики и принципы деятельности МОТ. Проводит свои заседания три раза в год (в марте, июне и ноябре) в Женеве. Административный совет принимает решения по политике МОТ, определяет программу и бюджет Организации, которые затем представляются МКТ для утверждения, избирает Генерального директора Международного бюро труда. Совет состоит из 56 полноправных членов: 28 от правительств, 14 от работодателей и 14 от профсоюзов. В составе Совета имеется также категория «заместителей членов», которые участвуют в его работе с правом совещательного голоса. Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира – Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.

Международное бюро труда (МБТ) является постоянно действующим секретариатом, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром, осуществляющим общее руководство МОТ. МБТ располагается в Женеве, его возглавляет Генеральный директор, который избирается на пятилетний срок с возможностью дальнейшего переизбрания. С октября 2012 года Генеральным директором МОТ является Гай Райдер (Великобритания).

Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов и т. д.). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность МОТ.Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность работодателей и трудящихся.

МБТ имеет сеть представительств в 40 странах. Государства обязаны регулярно представлять Международному бюро труда отчеты по выполнению ратифицированных конвенций МОТ. Что касается рекомендаций МОТ и нератифицированных конвенций, то МОТ может обращаться к правительствам с просьбой о предоставлении информации о соответствии национального законодательства содержащимся в конвенциях, рекомендациях нормам.

Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, развитие управления, охрана труда, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся (молодежь, инвалиды).

Международные чиновники занимаются ведением статистики в рамках МОТ, анализируют, обобщают отчеты государств о ратифицированных конвенциях, о мерах, которые принимаются государствами в связи с возможной ратификацией документов. Так же они готовят представление для комитета экспертов, который впоследствии будет давать свою оценку деятельности организации и процедуре применения конвенций, которые в свое время были одобрены в рамках МОТ.

МОТ выпускает ряд периодических изданий, публикует тематические монографии, исследования и статистические сборники.

При МОТ действует Международный институт социально-трудовых проблем (Женева) и Международный учебный центр (Турин).

Механизм контроля

После создания МОТ было признано, что одних обещаний исполнять международные нормы недостаточно – необходим контроль за этим. Тогда и был разработан уникальный и очень сложный механизм, который позже был взят на вооружение ООН и другими объединениями.

В рамках МОТ действуют три основных механизма контроля за соблюдением стандартов, установленных в конвенциях:

– процедура представления докладов;

– процедура рассмотрения жалоб и сообщений (представлений);

– процедура расследований и исследований.

Для этого в МОТ созданы Комитет (независимых) экспертов по применению конвенций и рекомендаций (заседает один раз в год). Комитет состоит из авторитетных юристов, специалистов в области трудового права и права социального обеспечения различных государств, которые персонально назначаются Административным советом.

Для защиты свободы объединения в рамках МОТ в 1950г. по соглашению с Экономическим и Социальным Советом ООН образована Комиссия по расследованию и примирению в области свободы объединения. Она состоит из независимых экспертов. В ее компетенцию входит расследование любой жалобы по вопросу о предполагаемом нарушении профсоюзных прав.

В 1951 г. создан Комитет Административного совета по свободе объединения, он является трехсторонним органом, и состоит из девяти членов и их заместителей от Правительственной группы, Группы трудящихся и Группы работодателей (заседает три раза в год). По результатам рассмотренных дел комитет сформулировал ряд принципов, образующих международное право свободы объединения.

Доклады

Поначалу государства-участники ежегодно отчитывались о мерах, принятых для реализации ратифицированных конвенций, с 2003 года изменен порядок отчетов: по фундаментальным и приоритетным конвенциям государства отчитываются раз в три года, а по остальным - раз в пять лет согласно установленного расписания.

Правительства государств, ратифицировавших конвенцию, предоставляют доклад по типовой форме. В нем должна содержаться информация по всем существенным положениям каждой из конвенций, в частности по таким вопросам, как законодательные и иные нормативные акты, принятые для исполнения конвенций, обеспечение применения этих норм законодательства, нормы об исключениях и изъятиях из применения конвенций, применение конвенций на практике и др. Правительства обязаны направлять копии своих докладов организациям профсоюзов и работодателей. В Украине, как и в других государствах, ратифицировавших Конвенцию №144 «Трехсторонние консультации для содействия применению международных трудовых норм», предусмотрены еще и консультации со сторонами диалога.

Организации профсоюзов и работодателей могут предоставлять МОТ свое видение выполнения конвенций, могут соглашаться или не соглашаться с мнением правительства. Свои замечания стороны социального диалога могут направить правительству, если время подготовки доклада еще не завершено, тогда оно обязано приобщить его к докладу, также могут направить замечания непосредственно в Международное бюро труда (МБТ) и его передадут правительству и комитету экспертов.

Комментарии и замечания сторон социального диалога являются важным механизмом, через который организации работников (профсоюзы) и работодателей могут привлечь внимание надзорных органов к нарушению положений конвенций.

Подготовить и направить комментарии могут национальные организации профсоюзов и работодателей.

Федерация профсоюзов Украины ежегодно обобщает и вносит в Единый реестр информацию о нарушениях прав профсоюзов, которую впоследствии направляет в МБТ.

Ежегодные доклады направляются в Международное бюро труда, которое дает свои комментарии, оценку. Потом доклады и рекомендации направляются для обсуждения в Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций. Комитет экспертов может высказать свои замечания по работе правительства по выполнению норм ратифицированных конвенций и рекомендаций, в случае необходимости может направить запрос правительству по интересующему его вопросу. Комитет публикует обзоры по отдельным вопросам, по результатам заседания. Доклады комитета экспертов направляются в Комитет по применению конвенций и рекомендаций. Комитет дает: экспертную оценку поведению государства и соблюдению тех обязанностей, которые государство приняло на себя, став членом МОТ, ратифицировав те или иные документы; рекомендации относительно мер, которые необходимо предпринять для приведения национального законодательства в соответствие с международными нормами. Комитет экспертов может попросить правительство и в дальнейшем предоставлять информацию по рассмотренному вопросу – до тех пор, пока ситуация в стране не будет урегулирована в соответствии с конвенцией. Комитет может запросить дополнительную информацию, может поставить вопрос о необходимости изменения законодательства или правоприменительной практики по данному вопросу. До тех пор пока положение не будет приведено в норму, Комитет экспертов будет предпринимать различные меры, направленные на урегулирование ситуации.

Жалобы и сообщения (представления)

Механизм контроля включает в себя и рассмотрение жалоб на нарушение государствами обязательств по соблюдению международных трудовых норм.

В связи с особой важностью обеспечения права на свободу объединения, в рамках МОТ действует специальный механизм его защиты, в соответствии с которым объединения, правительства или организации трудящихся и работодателей могут предоставлять жалобы на нарушение профсоюзных прав государствами (независимо от того, являются ли те членами МОТ или только членами ООН, не входящими в МОТ).

Комитет по свободе объединения рассматривает жалобы, которые содержат утверждения о нарушении конвенций о свободе объединения. Жалобы могут быть двух видов: сообщения (представления), которые направляют профсоюзы или объединения работодателей, то есть это жалобы на государства, которые не соблюдают нормы ратифицированных ими конвенций; жалобы государств членов на другое государство – члена МОТ, которое по мнению жалобщика не соблюдает ту или иную конвенцию, ратифицированную обеими государствами.

Жалобы подаются в комитет по расследованию, который создается на паритетной основе и действует при Административном совете. Он может запрашивать специальные доказательства, заслуживать свидетелей. По результатам заседания дается оценка деятельности государства-члена и законодательства, которое принято в этом государстве. В том случае, если результаты спорны, и государство хочет оспорить результат работы комиссии по расследованию, то ее выводы могут быть обжалованы в Международный суд ООН, чье решение является окончательным.

Комитет по свободе объединения рассматривает жалобы, которые содержат утверждения о нарушении конвенций о свободе объединения, независимо от того, ратифицировали страны эти конвенции или нет. Для рассмотрения таких жалоб согласие соответствующих государств не обязательно. Комитет регулярно рассматривает направляемые ему дела по существу и представляет единогласно принятые по ним заключения, а также делает следующие рекомендации Административному совету: о том, что дело не требует дальнейшего рассмотрения; что соответствующему правительству следует обратить внимание на выявленные проблемы и предложить ему принять соответствующие меры для их разрешения; или попытаться получить согласие соответствующего правительства на передачу дела на рассмотрение Комиссии по расследованию и примирению.

Расследования и исследования

Комиссия по расследованию и примирению в области свободы объединения является постоянным органом и высшей инстанцией в механизме защиты свободы объединения. В ее компетенцию входит расследование любой жалобы по вопросу о предполагаемом нарушении профсоюзных прав, направленной ей Административным советом и затрагивающей государства – члены МОТ независимо от того, ратифицировали они конвенции о свободе объединения или нет.

Функционируя, как правило, в составе трех членов – независимых лиц, назначаемых Административным советом, комиссия, в основном является органом по расследованию фактов, она уполномочена обсуждать с соответствующим правительством возможные пути урегулирования и разрешения возникших проблем путем соглашения.

МОТ также использует метод специальных расследований и исследований. Однако подобные процедуры, практикуются не часто.

Если государство не согласно с результатом работы комиссии по расследованию, оно может обратится в Международный суд ООН, чье решение является окончательным.

Санкции

Если государство-член не считается с решением Международного суда ООН, если оно отказывается выполнять рекомендации комиссии по расследованию, то Административный совет может оказать давление на государство. К сожалению, Устав МОТ умалчивает, каким может быть характер этого давления. Санкции могут быть любыми, например, приостановление членства, а в некоторых случаях даже исключение. Но на практике МОТ не стремится к использованию мер принуждения, она обращается к сознательности государства, к общественному мнению, к его силе. В связи с этим имеются многочисленные пожелания, во-первых, изменить Устав таким образом, чтобы были введены действенные санкции за несоблюдение рекомендаций комиссии по расследованию, по несоблюдению решения Международного суда ООН.

МОТ активно реагирует на все пожелания и инициативы, которые касаются совершенствования деятельности организации.

Законодательная деятельность

МОТ ведет активнуюнормотворческую деятельность. МОТ принимает два вида актов, содержащих стандарты правового регулирования труда: конвенции и рекомендации. Конвенцииявляются международными соглашениями и обязательны для ратифицировавших их стран. В случае ратификации конвенции государство принимает необходимые меры к ее реализации на национальном уровне и регулярно представляет в Организацию доклады об эффективности таких мер. В соответствии с Уставом МОТ ратификация государством конвенции не может затрагивать национальные правила, более благоприятные для трудящихся. По нератифицированным конвенциям Административный совет может запрашивать у государства информацию о состоянии национального законодательства и практики его применения, а также о мерах по их улучшению, которые предполагается принять.

Кроме конвенций, Устав МОТ предусматривает принятие рекомендаций в области международно-правового регулирования труда. Рекомендации вырабатываются в тех случаях, когда вопрос не считается достаточно разработанным для принятия обязательств или когда необходимо дополнить или конкретизировать положения конвенции. Рекомендациине требуют ратификации. Эти акты содержат положения уточняющие, детализирующие положения конвенций, либо модель регулирования социально-трудовых отношений, которой государство может следовать, но не обязано. То есть это такой ориентир, к которому государство должно стремиться, реформируя свое внутреннее законодательство.

Помимо конвенций и рекомендаций, МОТ принимает еще и резолюции – документы, имеющие рекомендательный характер.

За время существования МОТ Международная конференция одобрила сто восемьдесят девять конвенций и двести две рекомендации. Тексты конвенций публикуются на трех языках ООН (французский, английский и испанский), но в последнее время они переводятся на русский, арабский, китайский и немецкий языки по запросам государств.

Ратифицируя конвенции МОТ государства, добровольно берут на себя обязанность их исполнять. Специфика конвенций МОТ в том, что они имеют международный характер, но касаются важных внутренних сфер: улучшения национального законодательства и ситуации с соблюдением социально-экономических прав, развития социального диалога и т.п.

Международные трудовые нормы, вырабатываемые в рамках МОТ, направлены не только на унификацию международных трудовых норм, но и на совершенствование внутреннего, национального законодательства стран-участниц. В статье 9 Конституции Украины говорится, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

Статья 8-1 КЗоТ Украины предусматривает, если международным договором или международным соглашением, в котором принимает участие Украина, установлены иные правила, чем содержащиеся в законодательстве Украины о труде, то применяются правила международного договора или международного соглашения.

Всего Украина ратифицировала 69 Конвенций МОТ, в том числе 8 фундаментальных (базовых) касающихся основных прав человека (№87, №98, №29, №105, №100, №111, №138 и №182) и 4 приоритетные (№122, №81, №129 та №144). Из них действующими являются 61, остальные были денонсированы как утратившие значение в международном контексте.

Классификация Конвенций

Основные права трудящихся вытекают из основных прав человека. Поэтому соблюдение основных прав трудящихся никак не связано ни с экономическим уровнем развития страны, ни с уровнем заработной платы в стране, ни с производительностью труда. В конвенциях провозглашается основная цель, говорящая о том, что экономический прогресс должен сопровождаться прогрессом социальным.

Для того чтобы как-то систематизировать права, которые вытекают из этих конвенций, выделяют четыре группы основополагающих прав:

1. Свобода ассоциаций, свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

2. Запрещение детского труда;

3. Отмена принудительного труда;

4. Недопущение дискриминации в области труда и занятости.

Существует давняя традиция классифицировать конвенции Международной организации труда на три большие категории:

1. Конвенции, посвященные защите основных прав и свобод трудящихся.

2. Конвенции, которые требуют создание специальных условий для формирования и осуществления эффективной социальной политики.

3. Конвенции, устанавливающие базовые стандарты в сфере труда.

К фундаментальным (базовым) Конвенциям относят следующие:

1. Конвенция №87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948). Ратифицирована Украиной 11.08.1956 г.;

2. Конвенция №98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949). Рат. 11.08.1956 г.;

3. Конвенции №29 «О принудительном или обязательном труде» (1930). Рат. 09.06.1956 г;

4. Конвенция №105 «Об упразднении принудительного труда» (1957). Рат. 05.10.2000 г.;

5. Конвенция №138 «О минимальном возрасте приема на работу» (1973). Рат. 07.03.1979 г.;

6. Конвенция №100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд» (1951). Рат. 09.06.1956 г;

7. Конвенция №111 «О дискриминации в области труда и занятий (1958). Рат. 30.06.1961 г.;

8. Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (1999). Рат. 05.10.2000 г.

Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира, в том числе и Украиной, и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

Свобода объединения

Профессиональные союзы признаны мировым сообществом в качестве наиболее авторитетного и наиболее распространенного представителя работников.

Основной заботой профсоюзного движения является защита права работников на создание независимых профсоюзов и вступление в них, а также права на ведение коллективных переговоров со своим работодателем. Это лежит в основе профсоюзной организации и до сих пор является ее самым главным приоритетом. Защита профсоюзов и их прав от посягательства со стороны правительства является основным направлением деятельности международного профсоюзного движения.

Предоставляя возможности для создания организаций трудящихся и работодателей, давая им средства обеспечения и защиты интересов их членов, свобода объединения является фактором достижения социальной справедливости и одним из главных элементов мира. В то же время свобода объединения является непременным условием трехсторонности, которую закрепляет Устав МОТ и к которой он призывает членов Организации.

Свобода объединения наряду со свободой собраний, свободой выражения своего мнения и правом на справедливое судебное разбирательство является одним из основных прав человека, без обеспечения которых немыслима эффективная защита любых других прав. Без возможности собираться вместе, создавать объединения для защиты прав и продвижения общих интересов, свободно высказывать различные мнения и позиции, отстаивать свои интересы в суде граждане не могут осуществлять эффективный контроль за деятельностью власти, принимать участие в решении общественных проблем и способствовать продвижению более высоких стандартов жизни человека.

На протяжении многих лет МКТ приняла значительное число конвенций, рекомендаций и резолюций, составляющих важнейший источник международного права в данном вопросе, а принципы этих документов нашли широкое отражение в законодательстве многих стран.

Для профсоюзных организаций особое значение имеют Конвенция МОТ №87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» и Конвенция МОТ №98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров», поскольку в них закреплены основные права профсоюзов. Кроме этих Конвенций, Конвенциями о свободе Объединения являются:

– Конвенция №135 «О представителях трудящихся» и Рекомендация №143 «О представителях трудящихся» (1971). Рат. 15.05.2003 г.;

– Конвенция №11 «О праве на объединение в сельском хозяйстве» (1921). Рат. 11.08.1956 г.;

– Конвенция №84 «О праве на объединение на территориях вне метрополии (1947);

– Конвенция №141 «Об организациях сельских трудящихся» и Рекомендация №149 «Об организациях сельских трудящихся» (1975).

Украина в области свободы объединения ратифицировала Конвенции №87, №98, №135 и №11.

Согласно этим Конвенциям трудящиеся, без какого бы то ни было различия, имеют право создавать организации по своему выбору, без предварительного на то разрешения, и вступать в них. Государственные власти не должны это право ограничивать или препятствовать его осуществлению.

Конвенции МОТ №87, №98 и №135

Конвенция МОТ №87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию», принята в 1948 году. Конвенция посвящена свободе объединений профсоюзов и организаций работодателей. Ее положения являются обязательными для стран-участниц не после ее ратификации, а с момента их вступления в МОТ и признания Устава. Право на свободу объединений означает не только свободу вступать в существующие объединения, но и создавать новые. Профсоюзы имеют право на разработку без вмешательства извне устава организации, право на выбор своих представителей, без вмешательства извне, а также на проведение своей деятельности и создание конфедераций и федераций.

В частности раздел 1 «Свобода ассоциации» Конвенции МОТ №87 гласит:

ü    Работники и работодатели, без какого бы то ни было различия, имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации с единственным условием подчинения уставам этих организаций.

ü    Организации работников и работодателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий.

ü    Государственные власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению.

ü    Организации работников и работодателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.

ü    Организации работников и работодателей имеют право создавать федерации и конфедерации, а также право присоединяться к ним, и каждая такая организация, федерация или конфедерация имеет право вступать в международные организации работников и работодателей.

Статья 11 Раздела II«Защита права объединяться в профсоюзы» Конвенции устанавливает, что «каждый Член Международной Организации Труда, в отношении которого настоящая Конвенция вступила в силу, обязуется принять все необходимые и соответствующие меры с целью гарантировать работникам и работодателям свободное осуществление права на объединение в профсоюзы».

Конвенция МОТ №98«О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» усиливает защиту работников от антипрофсоюзной дискриминации и содействует процессу ведения добровольных переговоров между работниками и организациями работодателей, направленных на регулирование условий найма на работу путем подписания коллективных договоров. Государство обязано создать правовые основы этих правил и предусмотреть соответствующие санкции на случай их нарушения. Конвенция №98 запрещает любую дискриминацию трудящихся за членство в профсоюзе и любое, финансовое или кадровое давление работодателя на эти организации.

Действие этой Конвенции не распространяется на государственных служащих, «участвующих в управлении государством».

Конвенция №98 устанавливает следующие правила:

ü    Работники пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы профсоюзного объединения при приеме на работу.

ü    Такая защита применяется в особенности в отношении действий, целью которых является:

– подчинить прием работника на работу или сохранение им работы условию, чтобы он не вступал в профсоюз или вышел из профсоюза;

– увольнять или любым другим способом наносить ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза или принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или, с согласия работодателя, в рабочее время.

ü    Организации работников и работодателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов в создании и деятельности организаций и управлении ими.

ü    Действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций работников под господством работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации работников путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей, рассматриваются как вмешательство.

ü    Там, где это необходимо, принимаются меры, соответствующие условиям страны, в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.

В 1971 г. Международная конференция труда приняла Конвенцию №135 и Рекомендацию №143 «О представителях работников» с целью усилить защиту представителей трудящихся, гарантировать им условия для быстрого и эффективного выполнения их функций. Эти акты защищают деятельность представителей трудящихся, как на предприятии, так и вне его и предусматривают льготы для ускорения и повышения эффективности их деятельности.

В частности, представителям работников предоставляется эффективная защита от любых действий, которые могут причинить им вред, в том числе увольнение, в связи с их статусом или деятельностью как представителей трудящихся.

Конвенция устанавливает, что если на одном и том же предприятии есть как представители профсоюза, так и выборные представители (например, совет трудового коллектива – прим. автора), то в случае необходимости должны применяться меры, для того, чтобы наличие выборных представителей не использовалось для подрыва позиции профсоюзов или их представителей, а также для того, чтобы поощрять сотрудничество между ними.

Украина как демократическое, социальное и правовое государство не вмешивается как в реализацию гражданами права на свободу объединения, так и в деятельность самого объединения «за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей» (часть первая статьи 36 Конституции Украины). Тем самым Конституция Украины установила предел вмешательства государства в реализацию права граждан на свободу объединения. Пункт 11 части первой статьи 92 Конституции Украины предусматривает, что исключительно законами определяются «принципы создания и деятельности … объединений граждан».

В основу Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» легли основные принципы МОТ в сфере свободы объединения:

– независимость профсоюзов (ст. 12 Закона о профсоюзах) – обеспечивается прямым запретом вмешательства государственных органов и работодателей в их деятельность. Профсоюзы и их объединения в своей деятельности независимы от государственных органов, органов местного самоуправления, работодателей, других общественных организаций, политических партий, им не подотчетны и не подконтрольны;

– добровольность (свобода) объединения в профсоюзы (ст.ст. 6, 7, 8 Закона о профсоюзах – граждане Украины имеют право без какого либо разрешения создавать профсоюзы, свободно выбирают профсоюз, в который желают вступить; никто не может быть принужден вступать или не вступать в профсоюз, имеют право на добровольных началах создавать объединения);

– равноправие профсоюзов (ст. 10 Закона о профсоюзах – все профсоюзы равны перед законом и имеют равные права);

– законность и гласность создания и деятельности (ст. 2 Закона о профсоюзах – деятельность профсоюзов основывается на принципах законности и гласности).

Резолюции МОТ

В дополнение к конвенциям и рекомендациям МКТ приняла ряд резолюций, относящихся к свободе объединения:

1) Резолюция, касающаяся независимости профсоюзного движения (1952);

2) Резолюция, касающаяся прав профсоюзов и их отношения к гражданским свободам (1970);

3) Резолюция, касающаяся консультации и сотрудничества между нанимателями и трудящимися на уровне предприятия (1952);

4) Резолюция, касающаяся отмены антипрофсоюзного законодательства в государствах – членах МОТ (1957);

5) Резолюция, касающаяся свободы объединения и защиты права на организацию, включая охрану представителей профсоюзов на всех уровнях (1961);

6) Резолюция, касающаяся свободы объединения (1964);

7) Резолюция, касающаяся мер, принимаемых МОТ в области прав человека и особенно в отношении свободы объединения (1968).

Особый интерес представляют две резолюции. Одна из них – о независимости профсоюзного движения (1952г.), – устанавливает ряд принципов взаимоотношений между организациями трудящихся, правительствами и политическими партиями. В ней говорится, что для профсоюзного движения любой страны важно сохранять свободу и независимость, с тем, чтобы оно могло выполнять свою экономическую и социальную миссию вне зависимости от политических перемен. Другая – о профсоюзных правах и их соотношении с гражданскими свободами. Резолюция исходит из того, что права, которыми наделены организации трудящихся и предпринимателей, должны основываться на уважении гражданских и политических свобод.

Декларации МОТ

Помимо конвенций и рекомендаций МОТ было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 года – документ, обобщающий работу МОТ по вопросам защиты прав человека в сфере труда. В Декларации МОТ напомнила, что все государства-члены, свободно вступая в МОТ, признают принципы и права, закрепленные в Уставе, и обязаны их соблюдать. Они обязаны соблюдать принципы, которые признаны фундаментальными, даже если основные Конвенции ими не ратифицированы. Права, которые в них закреплены, государства-члены обязаны соблюдать, так как это вытекает из самого факта членства.

Гарантии свободного создания профсоюзов содержатся и в других международных договорах:

Всеобщей декларации прав человека (1948 г.): ст. 20,

– Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.): ст. 8, (подписан Украиной 20.03.1968 г.; ратифицирован 19.10.1973 г.; вступил в силу для Украины 3.01. 1976 г.);

–Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.): ст. 22, (подписан Украиной 20.03.1968 г.; ратифицирован 19.10.1973 г.; вступил в силу для Украины 23.03.1976 г.);

– Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.): ст.ст. 1,5, (вступил в силу 23.03.1976 г.; Украина присоединилась 25.12.1990 г.);

– Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод (1950 г.): ст. 11, (подписана Украиной 9.12.1995 г.; ратифицирована 17.07.1997 г.);

– Европейской Социальной Хартии (1961 г.): ч. 3 ст. 20 п. 1. В апреле 1996 года Комитет Министров Совета Европы одобрил новую редакцию хартии под названием «Пересмотренная Европейская социальная Хартия». Она была подписана в Страсбурге 3 мая 1999 года и вступила в силу 1 июля 1999 года: ст. 5, (Ратифицирована Украиной 14.09.2006 г.);

– Американской конвенции о правах человека (1969 г.): ст. 16;

– Африканской Хартии прав человека и народов (1981 г.): ст. 10;

– Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (1995г.): ст. 12.

Эти акты утвердили права и свободы, имеющие важное значение для свободного осуществления профсоюзных прав.

Заключение

МОТ действует с целью установления и сохранения социальной справедливости и согласия, защиты прав трудящихся, развития принципов трипартизма, социального прогресса во всем мире. За время своего существования она провела огромную работу по урегулированию социально-трудовых проблем и конфликтов на основании усовершенствования переговорного процесса между сторонами социального диалога.

Международно-правовые документы МОТ, закрепив принцип свободы объединения, признали тем самым, что стабильное, свободное и независимое профсоюзное движение является существенным условием для нормальных трудовых отношений, которое должно способствовать улучшению социальных условий в целом в каждой стране.

Значение усовершенствования социально-трудовых отношений в Украине, приведение национального законодательства в соответствие с международными требованиями, которые формируются на основании прогрессивного опыта высокоразвитых стран, имеет особое значение в настоящее время в связи с процессами глобализации национальной экономики. Поэтому изучение опыта деятельности МОТ является необходимым в сфере знаний социально-трудовых отношений, помогает разрабатывать, основанные на мировом опыте, нормы трудового законодательства, решению проблем занятости и пр.

Г.Просяник

 

Назад

  • MEFM100x100jpeg
  • atom60
  • fmu60
  • fprk
  • fpu100x100
  • frgu60
  • histadru2t
  • industri-all100x100
  • logo-prupu100x100
  • logo-sm100x100
  • logo_fometaux
  • mtwtu60
  • ptgmprk
  • turkmetall100x100