Профсоюз металлургов и горняков Украины

Молодые работники занимают особое место в общественных отношениях, связанных с трудом, с производством материальных и духовных благ. Однако их положение в обществе зависит, во-первых, от государства, которое создает для реализации молодежью своих способностей к труду, для адаптации в жизни современного общества, а во-вторых – от работодателей, которые должны реализовать государственные установления, но не обременяют себя лишними гарантиями и обязательствами. В связи с этим в нашем государстве продолжаются процессы, негативно влияющие на положение молодых граждан, на что постоянно обращают внимание профсоюзы. Конкретные меры в изменении ситуации к лучшему предпринимает профсоюз металлургов и горняков Украины.

Особо актуально это для тех, кто впервые ищет работу после окончания обучения, поскольку ситуация на рынке труда делает их нежелательными для работодателей. Молодежь, не имеющая необходимого трудового опыта, остается в таких условиях наиболее незащищенной. Проблемы молодых граждан связаны не только с трудоустройством. Не менее важно соблюдение их прав в самом процессе труда, поскольку старый механизм разрешения проблем молодежи, в том числе в сфере трудовых отношений, разрушен, а новый не создан.

Это приводит к тому, что молодежь вытесняется в сферу неформальной или частично формальной занятости. Нарушается их право на гарантированное предоставление первого рабочего места, благоприятные условия труда, на заработную плату в зависимости от трудового вклада. Уровень доходов молодежи заметно уступает соответствующим показателям трудоспособного населения старших возрастных групп и лиц пенсионного возраста, что негативно влияет на стандарты жизни молодых людей.

Анализ действующего трудового законодательства и законодательства, регулирующего правовое положение молодежи в Украине, позволяет сделать вывод о том, что отсутствует единая система нормативно-правовых актов, позволяющая обеспечить эффективную занятость молодежи. Количество принятых в последние годы программ, указов, постановлений, отдельных законов по вопросам молодежной политики не влияет на качество правового положения молодежи. Отсутствует механизм реализации целого ряда норм, особенно в сфере трудовых отношений.

Не соответствуют нормы законодательства о труде законодательству о социальном становлении молодежи. Так, согласно ст. 1 Закона Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» молодежь, молодые граждане – это граждане Украины возрастом от 14 до 35 лет. В то же время КЗоТ Украины в качестве молодых рабочих и молодых специалистов определяет лиц в возрасте от 15 до 28 лет.

Государственная молодежная политика требует осуществления системы мер правового, экономического, социального, культурологического, образовательного, информационно-просветительского и организационного характера. Правовые меры не случайно указаны первыми, поскольку без них невозможно реализовать все другие перечисленные меры.

Одной из весомых причин безработицы среди молодежи остается проблема ее трудоустройства после окончания общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений. В то же время средний возраст лиц, занятых в сфере материального производства составляет 55 лет, из них доля рабочих высокой квалификации – 10% (для сравнения: в США этот показатель составляет 43%, в Германии – 56%).

Повышение квалификации и переподготовка рабочих, которая должна проводиться регулярно за счет средств работодателя, осуществляется в Украине в среднем один раз в 13-15 лет (в развитых странах – каждые 3-5 лет). Углубляет эту проблему дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда. 80% общего спроса составляет потребность в рабочих профессии, в то время как среди безработных преобладают лица с высшим образованием. В то же время профессионально-технические училища готовят в 3,5 раза меньше кадров, чем высшие учебные заведения.

Не способствуют обеспечению занятости и предлагаемые государственной службой занятости вакансии, поскольку 59% предлагаемых профессий предусматривают заработную плату до 500 грн., а вакансии с заработной платой свыше 1000 грн. составляют около 5% от общего количества имеющихся вакансий.

В связи с этим требуется разработка действенного механизма формирования государственного заказа на подготовку специалистов профессионально-техническими и высшими учебными заведениями с учетом потребностей экономического развития отдельных регионов государства. Необходимо создать благоприятные возможности для самостоятельной подготовки крупными предприятиями рабочих кадров, поскольку государство с этой задачей справиться не в состоянии.

 Совершенствование законодательства необходимо, прежде всего, в вопросах определения статуса молодых работников, их прав на благоприятные условия труда, в том числе на справедливое нормирование труда и оплату за труд, установление режима работы, позволяющего сочетать труд с повышением квалификации. Государством должны быть обеспечены минимальные гарантии для трудовой адаптации молодежи путем гарантированного предоставления первого рабочего места и другие.

С этой целью необходимо разрабатывать и внедрять экономически выгодные для работодателей механизмы обеспечения граждан первым рабочим местом, принять меры к реализации положений Закона Украины «Об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю».

В нормативно-правовых актах, регулирующих труд молодежи, применяются понятия: «молодой рабочий» и «молодой специалист». Понятие же «молодой работник» отсутствует, несмотря на то, что в научной литературе по примеру зарубежных авторов оно все чаще применяется.

Хартия основных социальных прав работников Европейского союза содержит отдельный раздел, посвященный труду молодежи, предусматривает разработку нормативных положений для регулирования труда молодых работников, учитывающих потребности их занятости и необходимость их профессионального обучения. В Хартии отсутствуют понятия «подросток», «несовершеннолетний». Особенности регулирования труда предусмотрены в целом для молодых работников и для их отдельных возрастных категорий.

Возникновение статуса молодого рабочего и молодого специалиста связано с элементом целевой подготовки и распределения на работу. Такой порядок по-прежнему существует в Белоруссии, что позволяет указанным категориям работников реализовать предоставляемые им государством права и гарантии. В Украине возникновение статуса молодого рабочего и молодого специалиста в современных условиях и реализация предоставленных им прав возможна только при наличии соответствующих положений в коллективных договорах предприятий или локальных нормативных актов: Положениях о молодом специалисте, молодом рабочем, которые действуют на предприятиях горно-металлургического комплекса.

Действующим законодательством не запрещено принимать на работу молодого специалиста не по направлению, как это было установлено ранее. Это подтверждает и Верховный Суд Украины. Следовательно, статус молодого специалиста должны получать все выпускники высших учебных заведений, поступающие на работу впервые. Представляется необходимым определить статус молодого работника в зависимости от получения первого рабочего места после окончания любого учебного заведения, поскольку государство не может обеспечить гарантированное трудоустройство молодежи, даже получившей образование за счет бюджетных средств.

Статьи 139, 159 КЗоТ Украины содержат основные обязанности работника. В то же время отсутствует статья, в которой излагаются основные права работника, в том числе молодого. Понятие «свободы» в трудовом законодательстве не применяется, а понятие «интересы» упоминается в текстах отдельных законов, регулирующих трудовые отношения, в том числе в Законе Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Учитывая тот факт, что в международных стандартах и в законодательстве многих государств в содержание элементов статуса входят такие понятия как «свободы», «законные интересы работников», представляется необходимым включить эти составляющие в состав юридического статуса молодого работника и работника в целом.

Возникновение трудового статуса непосредственно связано с заключением трудового договора. Законодательство Украины не допускает заключение трудового договора с лицами до 14 лет. В то же время такие лица часто привлекаются к творческой деятельности без оплаты либо за условную оплату, т.е. творческие способности детей постоянно эксплуатируются, что следует расценивать как нарушение трудового законодательства и законодательства об охране детства. Необходимо предусмотреть возможность заключения трудовых договоров с лицами, не достигшими 14 лет, используя положительную законодательную практику России, США, Канады, других государств, международные трудовые стандарты.

Предприятия и организации негосударственного сектора экономики не заинтересованы в предоставлении гарантий и льгот для молодых рабочих и молодых специалистов. В случаях оплаты за обучение молодых специалистов они пытаются искусственно «удержать» лиц, которых обучили, внося в трудовые договоры и договоры об оплате за обучение условия о возмещении затрат на подготовку специалиста в случае, если он не отработал период времени, оговариваемый при заключении договора на обучение. Такое правило многие предприятия пытаются применить даже путем включения в тексты коллективных договоров.

В условиях экономической нестабильности, роста легальной и скрытой безработицы, сокращения численности населения и падения уровня рождаемости в Украине недопустимо переводить все отношения в сфере подготовки молодых работников в русло гражданско-правовых договоров, т.к. субъекты таких отношений не равны. Социальное государство обязано обеспечить определенный минимум социальных прав человека за счет государственного бюджета или иных средств. Ставить вопрос о возмещениях в таких отношениях нельзя, поскольку молодые работники являются лицами, которые преимущественно не работали и денежных накоплений не имеют. В этом случае необходимо учитывать также социальную сущность образования в обществе, т.к. именно высококвалифицированные граждане способны обеспечить прогресс самого общества.

В целях обеспечения эффективной занятости молодежи необходимо сформировать пакет законов и подзаконных актов, позволяющих обеспечить подготовку рабочих кадров и специалистов в соответствии с потребностями в рабочей силе, их гарантированное трудоустройство, сохранение первого рабочего места на срок не менее двух лет, создание благоприятных условий для самозанятости в виде предпринимательства, творчества, оказания услуг.

Учитывая наличие наряду с профсоюзными организациями молодежных организаций, следовало бы ввести положение о согласовании норм выработки для молодежи и других вопросов нормирования и оплаты ее труда, установления других условий труда с такими молодежными организациями. Представители этих молодежных организаций должны включаться в состав рабочих групп по разработке проектов коллективных договоров.

В целях обеспечения гарантии на первое рабочее место статью 42 КЗоТ желательно дополнить положением о праве на преимущество в оставлении на работе молодых работников, получивших первое рабочее место, при равных условиях продуктивности труда и квалификации как одной из наиболее незащищенных категорий граждан Украины наряду с другими категориями.

Не установлен в трудовом законодательстве прямой запрет на увольнение по инициативе работодателя молодых рабочих и молодых специалистов, на установление испытательного срока этой категории работников. Госу­дарственные гарантии реально установлены только для несовершеннолетних лиц, да и то не в полной мере, что лишает молодежь шанса приобрести необходимый опыт работы без угрозы увольнения.

Отдельные проблемы можно разрешить на локальном уровне, не дожидаясь законодательного урегулирования, т.е. через систему социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, предусмотрев в них конкретные обязательства по созданию рабочих мест, гарантированному предос­тавлению первого рабочего места, социальной и материальной поддержке, информационном и правовом обслуживании и т.д. Положительный опыт такого регулирования в системе горно-металлургического комплекса имеется. Задача профсоюзных организаций всех уровней – развивать такую практику путем совершенствования коллективно-договорного регулирования труда и участием в законотворческой деятельности.

Бойко Г.В.,

главный правовой инспектор труда ЦК ПМГУ

Факторы, влияющие на уровень правовой культуры современной молодежи

Необходимой составляющей общей культуры человека является его правовая культура. Правовая культура молодежи зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания молодых людей, т.е. от того, насколько глубоко усвоены ими: ценность прав и свобод человека, правовой процедуры при решении споров; насколько информирована молодежь в правовом отношении; каково ее отношение к закону, суду, правоохранительным органам; какова установка на соблюдение правовых предписаний. Зачастую проблемы у молодежи возникают из-за недостаточной информированности по основным правовым вопросам. «Незнание закона не освобождает от ответственности», – гласит Конституция. В наше время молодые люди почти каждый день сталкиваются с правом, когда устраиваются на работу, едут в общественном транспорт, приобретают какие-либо товары. Поэтому каждый человек должен владеть хотя бы минимальным объемом правовых знаний, чтобы, при необходимости, защитить свои права.

Правовая культура молодежи, как и общества в целом, во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности, т.е. деятельности по принятию законов и иных нормативных актов. Любой нормативный акт должен отвечать следующим требованиям: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для человека. Он должен быть принят компетентным органом и опубликован в доступном для населения источнике. Нормативные акты должны охватывать все сферы жизнедеятельности общества и интересы всех категорий населения. Однако, что касается молодежи, то ее права и гарантии закреплены в законодательстве недостаточным образом. В законодательстве отсутствуют понятия «молодой работник», «молодой рабочий», «молодой специалист»; не работает норма о предоставлении первого рабочего места (ст. 197 КЗоТ Украины). Государственные гарантии реально установлены только для несовершеннолетних, что лишает другие категории молодежи шанса приобрести необходимый опыт работы без угрозы увольнения. Все это порождает недоверие молодых людей и, соответственно, негативное отношение к праву.

Существенно влияет на правовую культуру молодежи и применение права, а также соблюдение законов различными органами и отдельными физическими и юридическими лицами. Так, очень часто, устраиваясь на работу после окончания вуза, молодые люди сталкиваются с тем, что им предлагают лишь минимальную заработную плату, несмотря на полученную ими специальность (хотя законодательством установлено, что минимальная заработная плата устанавливается за простой неквалифицированный труд). По вакансиям, предлагаемым службой занятости, работу дворника или уборщицы можно найти с более высоким уровнем заработка, чем юриста и экономиста без опыта работы.

Кроме того, при поиске работы молодые люди сталкиваются с тем, что работодатели ищут людей с опытом работы, и мало кто возьмет на работу не имеющего такого опыта выпускника. В объявлениях о вакансиях иногда выдвигаются такие требования как определенный возраст, «достаточный жизненный опыт», проживание в данном населенном пункте и множество других. Особенно страдают при приеме на работу молодые девушки. Работодатели стараются принимать на работу женщин, достигших 30 лет и имеющих детей школьного возраста, заключают с работницами соглашения, которыми обязывают не выходить замуж и не заводить ребенка на протяжении определенного количества лет. Все это противоречит действующему законодательству. Статья 25 КЗоТ Украины гласит, что при заключении трудового договора запрещается требовать от лиц, поступающих на работу, сведения об их происхождении, национальности, прописке, семейном положении и документы, предоставление которых не предусмотрено законодательством. Многие молодые люди работают без оформления или по гражданско-правовым договорам, т.е. без заключения трудового договора, чем лишают себя законных прав и гарантий работника.

В качестве основной меры повышения уровня правовой культуры современной молодежи можно предложить развитие ее правового сознания, информированности по основным правовым вопросам путем проведения семинаров и конференций, дополнительных занятий по практическому праву в школах и вузах, освещение наиболее важный моментов в средствах массовой информации. В данном случае молодые люди сами должны стремиться к получению новых знаний с целью защиты своих интересов. Помочь им в этом призваны профсоюзы и молодежные организации.

Назрела необходимость в принятии соответствующих правовых актов, касающихся прав и интересов молодежи. В их разработке должны принимать участие не только Верховная Рада Украины, но и органы власти, местного самоуправления, общественные и профсоюзные организации. В коллективные договоры должны включаться положения об особенностях труда молодых работников, льготах и гарантиях для них, либо формироваться отдельные разделы «Работа с молодежью». Могут также приниматься отдельные локальные нормативные акты по этим вопросам.

Возможно также заимствование норм зарубежного законодательства, особенно трудового, таких как материальное и моральное стимулирование молодых работников, критерии оценки их заслуг в зависимости от достигнутых результатов в труде и другие.

В случае принятия нормативных актов, затрагивающих интересы молодежи, предлагается проведение их экспертизы со стороны молодежных и профсоюзных организаций. Кроме того, профсоюзы должны более эффективно осуществлять контроль соблюдения законодательства о молодежи, защищать ее от необоснованных нарушений прав и свобод.

 

Назад

  • MEFM100x100jpeg
  • atom60
  • by60
  • fmu60
  • fprk
  • fpu100x100
  • frgu60
  • gmpr
  • histadru2t
  • industri-all100x100
  • logo-prupu100x100
  • logo-sm100x100
  • logo_fometaux
  • mtwtu60
  • ptgmprk
  • turkmetall100x100